Выявления негативной информации в публицистическом произведении с помощью лингвистической экспертизы

Лингвистическая экспертиза публицистического произведения нередко проводится для выявления негативной информации, задевающей честь и достоинство героя публикации. При проведении экспертизы обычно используют методы, основанные на проведении анализа отдельных речевых единиц: контент-анализ, семантический анализ слов и т. п. Такие методы рассматривают текст по частям и не всегда позволяют достоверно оценить представленную информацию и сделать правильное заключение.

Лингвистическая экспертиза, основанная на анализе системы образов исследуемого произведения, позволяет оценить текст комплексно, выявить мотивацию, стиль и цель высказываний автора.

Негативный образ героя статьи может формироваться путем создания серии публикаций, в которых он последовательно отождествляется с образом массовой культуры или персонажем художественного произведения, известными своими специфическими чертами. Явные признаки таких статей:

  • Название публикации является цитатой из художественного произведения;
  • приводятся дословные описания ситуаций и высказывания из этого произведения;
  • во всех публикациях этой серии прослеживаются одинаковые герои и мотивы.

Например, статья, густо "нашпигованная" цитатами из произведений И. Ильфа и Е. Петрова, непременно заставит вспомнить их главного героя, Остапа Бендера, и совместить его образ с героем статьи.

Организующей единицей сюжета является мотивная структура, мотив. Можно условно выделить 4 группы мотивов:

  1. Информация, ключевой образ – “шантажист”.
  2. Криминальный мир, ключевой образ – “криминальный авторитет”, Дон Карлеоне.
  3. Служебное покровительство, ключевой образ – “настоящий полковник”.
  4. Похождения авантюриста, ключевой образ – “великий комбинатор”, Остап Бендер.

Конкретные высказывания о личных и деловых качествах героя публикации, о его деятельности и некоторых эпизодах из жизни, преподнесенные в нужном ключе, сформируют вполне ожидаемое мнение читателей.

Мотив “Информация”

При использовании этой мотивной структуры подчеркивается стремление фигуранта владеть информацией и накапливать ее для использования в личных целях. Это достигается неоднократным повторением в тексте публикации лексемы ИНФОРМАЦИЯ в контексте угрозы чьей-либо репутации или запугивания для получения личной выгоды. Этот прием гарантированно формирует у читателей образ героя – шантажиста. Использование лексемы в риторических вопросах, в публицистическом произведении не требующих ответа, усиливает эффект от ее применения.

Мотив “Криминальный мир”

Подчеркивается предосудительное поведение героя. Выстраивается его образ в соответствии с художественным прототипом – Доном Карлеоне. Из его описания следует, что он наделен огромной властью, способен оказывать влияние даже на криминальные структуры. Для создания соответствующей атмосферы используются речевые стереотипы – жаргонная лексика. Иногда напрямую проводится сравнение героя с Доном Карлеоне, делается прозрачный намек на семейный клан. Подчеркивается, что он придерживается своего особого “кодекса жизни”. Часто упоминается словоформа “по понятиям” в антагонистической паре со словоформой “по закону”, это подводит читателя к мысли о том, что вся деятельность героя противозаконна и он формирует вокруг себя криминальную среду.

Мотив “Служебное покровительство”

Особое внимание уделяется фактам, указывающим на то, что герой использует свое служебное положение для удовлетворения личных нужд, иногда в ущерб законопослушным гражданам. Крылатое выражение “настоящий полковник” сразу вызывает из памяти образ важной и солидной личности, совершающей безответственные поступки. При этом он нередко использует свой служебное положение для достижения личных целей. Использование этого образа позволяет дать оценку ситуации в целом, не вдаваясь в подробности. Словосочетанием “настоящий полковник” обозначают бесчестного человека, способного на аморальные поступки.

Мотив “Похождения авантюриста”

Все описываемые поступки героя свидетельствуют об отсутствии у него принципов и морали. Образ “настоящего полковника” трансформируется в образ Остапа Бендера, много повидавшего в своей жизни авантюриста, для которого деятельность, связанная с нарушением закона, является просто интересным приключением. Словоформа “великий комбинатор” вызывает из памяти образ ловкого мошенника и пройдохи, которому опасно доверять. Он умен, но циничен, эгоцентрик, преследует только свои личные цели.

Все приведенные образы вызывают у читателей негативную реакцию и формируют предвзятое отношение к герою публикации. Для лингвистического анализа публицистического произведения на предмет наличия в нем порочащей информации рекомендуется применять предложенный способ, основанный на выявлении определенной мотивной структуры в выстраивании образа героя публикации.